Мой ребенок занимался в подготовительном классе, прошел собеседование. Мы, родители заполнили анкету, поговорили с директором. После чего стали ждать результатов. В итоге, оказалось, что нас не взяли.
Сразу после собеседования на мой вопрос о замечаниях, пожеланиях был дан ответ: «К ребенку претензий нет, единственно – нужно развивать дополнительно конструирование, покупайте ему ЛЕГО» Я стояла в раздумьях : то ли претензии к родителям, то ли мой ребенок не показал «должного» уровня?
Обойдя школы в округе, выяснила, что: хорошие школы все «условно бесплатные», проводят конкурс-тестирование-собеседование, название не меняет сути. Везде свои требования: чтение 120 знаков в минуту, сложение в пределах двух десятков с переходом через десяток, например 7+5, а в некоторых собеседование по английскому языку. На тестировании по математике некоторые вопросы ставили ребенка в тупик, — оказалось, что он просто не знал такой постановки вопроса (скажем, не «сколько будет пять минус три», а «насколько пять больше трех»).
Причем во многих школах заявили, что классы укомплектованы и набора нет. Заниматься этим надо было еще в апреле. В школе, которую мы в итоге выбрали, один класс занимается по системе Занкова, второй по Эльконина-Давыдова (причем в последних двух математика по Петерсону). Как дети распределяются по классам, мне выяснить так и не удалось – собеседование общее. Если для деток сейчас такие требования, то что же делать нам – родителям? Мои дети ходят в сад, дома мы занимаемся только вечерами и в выходные дни – причем именно занимаемся! Нет, не каждый день читаем-считаем, чаще рисуем, занимаемся домашними делами, вырезаем, лепим из гипса, делаем гербарий, учимся фотографировать, играем на компьютере… Но какое же детство без этого? Когда мой ребенок должен научиться читать со скоростью второклассника?
Как объяснила мне завуч одной из школ, все дело в том, что многие дети идут в школу уже умея читать и решать задачки, а некоторые и говорить по-английски, и потому хорошие школы просто вынуждены отбирать детей с учетом этих критериев — иначе невозможно будет правильно организовать учебный процесс.
Нередко процесс поступления в школу для родителей сопровождается обиванием порогов не только директора школы, но и начальника районного управления образования, скандалами, жалобами. Причем наибольшее количество претензий вызывает именно процедура тестирования, которая, по мнению родителей, далеко не всегда объективна.
Понятно, что в принципе никто не против конкурсного отбора — как иначе создать специализированную школу? Вопрос в другом: правила приема и отбора детей должны быть прозрачны и понятны родителям и будущим первоклассникам, одинаковы для всех специализированных школ, лицеев и гимназий страны.
Должен ли ребенок читать, идя в школу? Такого требования нет. Должен ли он считать? Такого требования также нет. Но это именно то, что больше всего интересует учителей. Психолог, который проводит собеседование оказывается в подчинении у учителя, так как он зависим от директора школы. Он является кем-то, кто должен обслужить интересы не ребенка, а той школы, в которой он работает. Поэтому когда разрабатываются вопросы, необходимые для проверки готовности ребенка к школе, он вольно или невольно подчиняет их подбор основной задаче школы.
Наше Министерство образования и науки, в какой-то мере спрятав голову в песок, так и не разработало стандартные тесты для всех детей. Эти тесты должны были бы быть официальными, закрытыми для других пользователей — учителей, родителей и прочих, и выдаваться только школьным психологам. Самый главный показатель готовности к школе — не знания, умения и навыки — они придут со временем, а развитие интеллекта. Насколько у ребенка развита память, умеет ли он делать логические выводы, анализировать показанное, описывать увиденное. Насколько у него развита мелкая моторика руки (то есть, как точно он может передать изображение фигуры), пространственное мышление — если оно нарушено, то могут возникнуть проблемы с овладением счетом, чтением и так далее. Для специализированных школ с углубленным изучением иностранного языка также очень важен фонематический слух.
Ребенок должен уметь объединять предметы по группам, вычленять лишнее — то есть уметь анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать. Многие детские садики с этой задачей не справляются, и родители вынуждены либо сами готовить детей, либо искать специалистов. Как правило, подготовка к школе занимает около года (по крайней мере, школы, при которых есть подготовительные классы, набирают их в начале учебного года). Получается, что многие дети начинают осваивать школьную премудрость в пять лет.